Выступление на педагогическом совете № 4

«Использование современных воспитательных технологий, как формы работы по изучению приоритетных направлений в условиях вечерней школы».

 

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

 

Прежде чем подробнее остановиться на современных воспитательных технологиях, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в воспитательном процессе.

 

Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

 

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания учащегося.

Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:

- диагностирование;

- целеполагание;

- проектирование;

- конструирование;

- организационно-деятельностный компонент;

- контрольно-управленческий компонент.

 

Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.

Существует множество классификаций технологий воспитания.

  1. По научной концепции:

- деятельностные;(рассматривает культуру, как процесс деятельности учеников(человека) и общества: «Культура- это специфически человеческий способ деятельности»)

- поведенческие;(образ жизни и действий школьников)

- интериоризаторские,(Интериоризация (от фр. intйriorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.)

- нейролингвистического программирования.(Во все времена человек стремился найти приемы и техники того, как он может влиять на окружающих людей, при этом добиваться от них желаемого. В некоторой степени завесу тайны открывает нейролингвистическое программирование, которое на сегодняшний день является популярным. Оно базируется на идее о том, что особенности мышления человека делают его в некоторой степени поддающимся манипуляциям.)

  1. По философской основе:

- гуманистические,

- материалистические;

- прагматические;

- антропософские.

  1. По категории объекта:

- коллективные;

- индивидуальные;

- групповые;

- массовые.

 

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса.  Используя новые, увлекательные для современного  поколения технологии, можно обеспечивать включение учащихся в активную жизнь класса.

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более  творческими, упростить  процесс общения с учениками и их родителями.

Одной из основных целей по реализации методической темы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Современные технологии педагоги нашей школы применяют не только в учебной, но и в воспитательной работе.

В своем выступлении я озвучусовременные технологии, несколько технологий из перечисленных, активно используются в воспитательной работеклассными руководителями нашей  школы.

Современные воспитательные технологии

  • технология проектного обучения;
  • технология социальногопроектирования
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И. П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии
  1. Социальное проектирование- технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.Под социальным проектированием понимается деятельность:
  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
  • через которую формируются социальные навыки подростка.

 

Цель социального проектирования:

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
  • включение детей в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
  1. Личностно-ориентированнаятехнология— это такая воспитательная система, где ученик является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ученик имеет возможность развивать свои способности. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
  2. Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример:“Трудовойдесант”)

Интеллектуальные КТД (пример:“Умники и умницы”, «Брейн - ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример:“Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Воспитатель или классный руководитель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

  1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
  2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
  3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
  4. обсуждает с детьми (учащимися) пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у учащихся средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Здоровьесберегающие технологии

  • это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке;
  • охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Продолжая тему педсовета «Использование современных воспитательных технологий, как формы работы по изучению приоритетных направлений в условиях вечерней школы», хотелось бы  повторить, где-то заново изучить и закрепить с Вами приоритетные направления воспитательной работы. По данным направлениям классными руководителями и учителями нашей школы проводятся различные внеклассные мероприятия. Например, «Семья и семейные ценности», «Толерантен ли ты?», «Умники и умницы», «По страницам Казахстана», «Детско-родительские отношения» и многие другие внеклассные мероприятия.

8 приоритетных направлений в воспитательной работе школ:

1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;

2) духовно-нравственное воспитание;

3) национальное воспитание;

4) семейное воспитание;

5) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;

6) поликультурное и художественно-эстетическое воспитание;

7) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;

8) физическое воспитание, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание

Цель: формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.

Критерии оценивания:

  • проявление уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к:
  • Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии;
  • Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам (гербу, флагу, гимну), правопорядку;
  • межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов;
  • достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития;
  • ценностям, правам и свободам другого человека;
  • природе, культурно-исторической жизни своего края (села, города,
  • микрорайона);
  • правовым знаниям и антикоррупционному поведению;
  • требованиям законов, правам и обязанностям;
  • социальным ценностям.

Механизмы реализации:

Занятия, учебные предметы, внеурочная деятельность, дополнительное образование. В рамках программы НДО «Самопознание» проведение уроков мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине, организация дебатных, дискуссионных клубов, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции. Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан. Краеведческие экспедиции по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане. Встречи с государственными деятелями, литературы, искусства, науки, ветеранами войны и ветеранами труда, общественными деятелями, работниками правоохранительных органов, юстиции, органов государственной службы и противодействия коррупции; развитие системы детских и молодёжных инициативных проектов.

  1. Духовно-нравственное воспитание

Цель: формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.

Критерии оценивания:

1) проявление нравственного отношения к:

  • общепринятым нормам морали и этики;
  • собственному достоинству, чести и долгу;
  • внутренней свободе и принятию нравственного решения;
  • культуре, традициям, обычаям своего и других народов;
  • религиозным ценностям;
  • единству мыслей, слов и дел;
  • совершенствованию своего характера;
  • поступкам, одобренных внутренним голосом совести;
  • единству различных культур и верований;
  • бескорыстному служению людям;
  • своему долгу перед родителями, родиной, обществом.

Механизмы реализации:

Усиление воспитательного потенциала обучения через интеграцию ценностей в содержание учебных предметов; разработка и выполнение социальных, благотворительных проектов, развитие волонтерства; педагогические консилиумы, институт родителей; усиление метапредметнойи воспитательной роли программы нравственно-духовного образования «Самопознание», проведение мониторинга качества духовно-нравственного воспитания в школах, расширение возможностей системы дополнительного образования в свете духовно-нравственного воспитания.

  1. Национальное воспитание

Цель: ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.

Критерии оценивания:

  • проявление чувства гордости и ответственности по отношению к:
  • этническому самосознанию, этнической идентичности;
  • владению родным и государственным языками;
  • культурному наследию своего народа;
  • обычаям и традициям казахского и своего народа;
  • этнокультуре Казахстана;
  • другим культурам этносов Казахстана;
  • межэтническому миру и согласию.

Механизмы реализации:

Занятия, интеграция общечеловеческих и национальных ценностей в учебных предметах, дополнительном образовании, внеурочной деятельности. Деятельность кабинетов этнопедагогики; проведение акций в рамках проекта «Мәңгілік Ел», фестивалей и конкурсов по знанию символики Республики Казахстан, государственного языка, культуры и традиций казахского народа, истории Казахстана; краеведческая работа и др.

  1. Семейное воспитание

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей.

Критерии оценивания:

  • проявление уважительного, бережного отношения к:
  • этносоциальным ролям;
  • своей семье и продолжению рода;
  • ценностям семьи и брака через поддержание нравственных устоев.

Механизмы реализации:

Попечительские советы и родительские комитеты организаций образований; Центры репродуктивного здоровья, проведение консультаций специалистов, совместные семейные мероприятия; в рамках программы НДО «Самопознание» обучение родителей, проведение бесед с молодежью о культуре поведения юношей и девушек, внедрение элективных курсов «Этика семейной жизни» для старшеклассников и студентов вузов; участие родителей в жизни организаций образования; клубы отцов, бабушек; советы старейшин; психолого-педагогический всеобуч родителей через государственный заказ; сотрудничество с неправительственными организациями; восстановление работы дворовых клубов; организация доступа детей и молодежи к объектам дополнительного образования на безвозмездной основе; элективные курсы, фестивали, конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года».

  1. Трудовое, экономическое и экологическое воспитание

Цель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.

Критерии оценивания:

1) проявление бережного и позитивного отношения к:

  • государственной политике в области экологического развития, в частности, к программе «Зеленая экономика»;
  • экологической грамотности, к природе, окружающим людям и самому себе;
  • системе «человек – общество – природа»;
  • разнообразным видам деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • профессиональным знаниям и производительному труду;
  • законам рыночной экономики.
  • 2) проявление осознанного отношения к:
  • соблюдению норм экологически безопасного поведения;
  • выбору профессии;
  • достижению цели в трудовой деятельности;
  • профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.

Механизмы реализации:

Занятия, учебные предметы, дополнительное образование в экспедициях, туристических походах по родному краю, в субботниках, в озеленении и благоустройстве организаций образования, района, города, в посадке зелёных насаждений, в движении «Жасыл ел» и в рамках программы НДО «Самопознание» участие в волонтерском движении, в экологических форумах, научных экологических проектах, в очистке природных зон от мусора. Трудовое воспитание на занятиях, уроках технологии, дополнительное образование, внешкольную, внеурочную деятельность. Субботники, экскурсии на предприятия, встречи с наставниками, новаторами, успешными профессионалами, наставничество, дуальное образование, конкурсы профессионального мастерства, деятельность студенческих строительных и педагогических отрядов. Реализация проектов «Планирование жизни и карьеры», «Профессиональные пробы». Укрепление материально-технической базы предмета «Технология», учебных мастерских и лабораторий.

  1. Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание

Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.

Критерии оценивания:

  • проявление заинтересованности, желания и стремления к:
  • обучению на протяжении всей жизни;
  • самостоятельному добыванию знания и умению пользоваться информацией;
  • развитию способности мыслить критически, анализировать и эффективно использовать полученную информацию;
  • овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, способности к инновациям;
  • развитию навыков ведения дискуссии;
  • созидательной деятельности;
  • работе в команде, укреплению корпоративного духа;
  • критическому отбору источников информации;
  • включенности в Интернет-сообщество;
  • противостоянию девиантному поведению в Интернете;
  • формированию Интернет-грамотности;
  • этическим нормам в информационной деятельности;
  • формированию высокой информационной культуры.

Механизм реализации осуществляется через:

Занятия, учебные предметы, элективные курсы, кружки и занятия по интересам, школьные и сетевые дебатные турниры, совместные проектные работы с детьми и молодежью; внеурочную работу, деятельность в детских и молодёжных объединениях, участие в органах соуправления различных уровней, дополнительное образование. Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов с предметом «Самопознание», проведение элективных курсов: «Физика языком сердца», «Математика как наука о духовно-нравственных законах», «Нравственные уроки истории», «Основы информационной культуры». Интеллектуальные игры, конкурсы, тренинги, викторины, олимпиады, научно-практические конференции. Встречи с талантливыми специалистами и сверстниками, рефераты, научно-исследовательские, научно-тематические информационные проекты, творческие работы, доклады, сообщения, школьные и студенческие медиа центры, средства массовая информация, сайты, популяризация библиотек. Психометрические и социометрические тесты и методики; программы по развитию лидерства.

  1. Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры

Цель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.

Критерии оценивания:

  • проявление уважительного отношения к:
  • толерантности и глобальному мышлению;
  • поликультурности и полиязычию;
  • знанию государственного, русского, английского и других языков; межкультурному взаимодействию;
  • нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе; нормам языковой и речевой культуры;
  • эстетическим идеалам, художественным ценностям;
  • творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности.

Механизм реализации осуществляется через:

Занятия, интеграция программы НДО «Самопознание» в выявлении единства общечеловеческих ценностей во всех культурах, развитие умения молодёжи видеть единство в многообразии культур и народов. Кружки, литературные клубы; экскурсии: театры, музеи, художественные выставки, галереи, исторические места, мероприятия: творческие вечера, выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства; сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования.

  1. Физическое воспитание, здоровый образ жизни

Цель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.

Критерии оценивания:

  • проявление желания и готовности к:
  • скринингу состояния здоровья;
  • социальным установкам и духовным потребностям;
  • овладению способами эффективного противостояния негативным влияниям;
  • рациональному использованию природных задатков;
  • сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению;
  • стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям;
  • обеспечению безопасности и жизнедеятельности;
  • созданию здоровьесберегающей среды.

Механизм реализации осуществляется через:

Занятия, уроки физической культуры, учебные предметы, дополнительное образование, спортивные секции и кружки, проведение в рамках программы НДО «Самопознание» информационно-просветительских курсов, семинаров-тренингов по репродуктивному здоровью, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, Вирус иммунодефицита человека и основам здорового образа жизни; фестивали здоровья, спартакиады, маршруты безопасности; разработку и распространение информационно-пропагандистских материалов; организацию «служб доверия».

  В завершении моего выступления нужно отметить, чторассмотренные современные технологии воспитания позволяют корректировать уровень воспитанности школьников создают условия для саморазвития и самореализации личности, его успешной социализации в обществе.