Выступление на педагогическом совете № 4
«Использование современных воспитательных технологий, как формы работы по изучению приоритетных направлений в условиях вечерней школы».
Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Прежде чем подробнее остановиться на современных воспитательных технологиях, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в воспитательном процессе.
Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания учащегося.
Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:
- диагностирование;
- целеполагание;
- проектирование;
- конструирование;
- организационно-деятельностный компонент;
- контрольно-управленческий компонент.
Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.
Существует множество классификаций технологий воспитания.
- По научной концепции:
- деятельностные;(рассматривает культуру, как процесс деятельности учеников(человека) и общества: «Культура- это специфически человеческий способ деятельности»)
- поведенческие;(образ жизни и действий школьников)
- интериоризаторские,(Интериоризация (от фр. intйriorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.)
- нейролингвистического программирования.(Во все времена человек стремился найти приемы и техники того, как он может влиять на окружающих людей, при этом добиваться от них желаемого. В некоторой степени завесу тайны открывает нейролингвистическое программирование, которое на сегодняшний день является популярным. Оно базируется на идее о том, что особенности мышления человека делают его в некоторой степени поддающимся манипуляциям.)
- По философской основе:
- гуманистические,
- материалистические;
- прагматические;
- антропософские.
- По категории объекта:
- коллективные;
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые.
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для современного поколения технологии, можно обеспечивать включение учащихся в активную жизнь класса.
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
Одной из основных целей по реализации методической темы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Современные технологии педагоги нашей школы применяют не только в учебной, но и в воспитательной работе.
В своем выступлении я озвучусовременные технологии, несколько технологий из перечисленных, активно используются в воспитательной работеклассными руководителями нашей школы.
Современные воспитательные технологии
- технология проектного обучения;
- технология социальногопроектирования
- личностно-ориентированная технология;
- технология здоровьесберегающая;
- технология учебной деловой игры;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология проведения учебных дискуссий;
- Тьюторство – технология педагогической поддержки;
- технология создания ситуации успеха;
- шоу-технологии;
- ситуативные технологии
- Социальное проектирование- технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.Под социальным проектированием понимается деятельность:
- социально значимая, имеющая социальный эффект;
- результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
- задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
- в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
- через которую формируются социальные навыки подростка.
Цель социального проектирования:
- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение детей в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
- Личностно-ориентированнаятехнология— это такая воспитательная система, где ученик является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ученик имеет возможность развивать свои способности. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
- Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример:“Трудовойдесант”)
Интеллектуальные КТД (пример:“Умники и умницы”, «Брейн - ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример:“Спартакиада”)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель или классный руководитель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
- задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
- даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
- выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
- обсуждает с детьми (учащимися) пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у учащихся средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Здоровьесберегающие технологии
- это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Продолжая тему педсовета «Использование современных воспитательных технологий, как формы работы по изучению приоритетных направлений в условиях вечерней школы», хотелось бы повторить, где-то заново изучить и закрепить с Вами приоритетные направления воспитательной работы. По данным направлениям классными руководителями и учителями нашей школы проводятся различные внеклассные мероприятия. Например, «Семья и семейные ценности», «Толерантен ли ты?», «Умники и умницы», «По страницам Казахстана», «Детско-родительские отношения» и многие другие внеклассные мероприятия.
8 приоритетных направлений в воспитательной работе школ:
1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;
2) духовно-нравственное воспитание;
3) национальное воспитание;
4) семейное воспитание;
5) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
6) поликультурное и художественно-эстетическое воспитание;
7) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;
8) физическое воспитание, здоровый образ жизни.
- Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание
Цель: формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.
Критерии оценивания:
- проявление уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к:
- Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии;
- Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам (гербу, флагу, гимну), правопорядку;
- межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов;
- достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития;
- ценностям, правам и свободам другого человека;
- природе, культурно-исторической жизни своего края (села, города,
- микрорайона);
- правовым знаниям и антикоррупционному поведению;
- требованиям законов, правам и обязанностям;
- социальным ценностям.
Механизмы реализации:
Занятия, учебные предметы, внеурочная деятельность, дополнительное образование. В рамках программы НДО «Самопознание» проведение уроков мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине, организация дебатных, дискуссионных клубов, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции. Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан. Краеведческие экспедиции по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане. Встречи с государственными деятелями, литературы, искусства, науки, ветеранами войны и ветеранами труда, общественными деятелями, работниками правоохранительных органов, юстиции, органов государственной службы и противодействия коррупции; развитие системы детских и молодёжных инициативных проектов.
- Духовно-нравственное воспитание
Цель: формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.
Критерии оценивания:
1) проявление нравственного отношения к:
- общепринятым нормам морали и этики;
- собственному достоинству, чести и долгу;
- внутренней свободе и принятию нравственного решения;
- культуре, традициям, обычаям своего и других народов;
- религиозным ценностям;
- единству мыслей, слов и дел;
- совершенствованию своего характера;
- поступкам, одобренных внутренним голосом совести;
- единству различных культур и верований;
- бескорыстному служению людям;
- своему долгу перед родителями, родиной, обществом.
Механизмы реализации:
Усиление воспитательного потенциала обучения через интеграцию ценностей в содержание учебных предметов; разработка и выполнение социальных, благотворительных проектов, развитие волонтерства; педагогические консилиумы, институт родителей; усиление метапредметнойи воспитательной роли программы нравственно-духовного образования «Самопознание», проведение мониторинга качества духовно-нравственного воспитания в школах, расширение возможностей системы дополнительного образования в свете духовно-нравственного воспитания.
- Национальное воспитание
Цель: ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.
Критерии оценивания:
- проявление чувства гордости и ответственности по отношению к:
- этническому самосознанию, этнической идентичности;
- владению родным и государственным языками;
- культурному наследию своего народа;
- обычаям и традициям казахского и своего народа;
- этнокультуре Казахстана;
- другим культурам этносов Казахстана;
- межэтническому миру и согласию.
Механизмы реализации:
Занятия, интеграция общечеловеческих и национальных ценностей в учебных предметах, дополнительном образовании, внеурочной деятельности. Деятельность кабинетов этнопедагогики; проведение акций в рамках проекта «Мәңгілік Ел», фестивалей и конкурсов по знанию символики Республики Казахстан, государственного языка, культуры и традиций казахского народа, истории Казахстана; краеведческая работа и др.
- Семейное воспитание
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей.
Критерии оценивания:
- проявление уважительного, бережного отношения к:
- этносоциальным ролям;
- своей семье и продолжению рода;
- ценностям семьи и брака через поддержание нравственных устоев.
Механизмы реализации:
Попечительские советы и родительские комитеты организаций образований; Центры репродуктивного здоровья, проведение консультаций специалистов, совместные семейные мероприятия; в рамках программы НДО «Самопознание» обучение родителей, проведение бесед с молодежью о культуре поведения юношей и девушек, внедрение элективных курсов «Этика семейной жизни» для старшеклассников и студентов вузов; участие родителей в жизни организаций образования; клубы отцов, бабушек; советы старейшин; психолого-педагогический всеобуч родителей через государственный заказ; сотрудничество с неправительственными организациями; восстановление работы дворовых клубов; организация доступа детей и молодежи к объектам дополнительного образования на безвозмездной основе; элективные курсы, фестивали, конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года».
- Трудовое, экономическое и экологическое воспитание
Цель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.
Критерии оценивания:
1) проявление бережного и позитивного отношения к:
- государственной политике в области экологического развития, в частности, к программе «Зеленая экономика»;
- экологической грамотности, к природе, окружающим людям и самому себе;
- системе «человек – общество – природа»;
- разнообразным видам деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;
- профессиональным знаниям и производительному труду;
- законам рыночной экономики.
- 2) проявление осознанного отношения к:
- соблюдению норм экологически безопасного поведения;
- выбору профессии;
- достижению цели в трудовой деятельности;
- профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.
Механизмы реализации:
Занятия, учебные предметы, дополнительное образование в экспедициях, туристических походах по родному краю, в субботниках, в озеленении и благоустройстве организаций образования, района, города, в посадке зелёных насаждений, в движении «Жасыл ел» и в рамках программы НДО «Самопознание» участие в волонтерском движении, в экологических форумах, научных экологических проектах, в очистке природных зон от мусора. Трудовое воспитание на занятиях, уроках технологии, дополнительное образование, внешкольную, внеурочную деятельность. Субботники, экскурсии на предприятия, встречи с наставниками, новаторами, успешными профессионалами, наставничество, дуальное образование, конкурсы профессионального мастерства, деятельность студенческих строительных и педагогических отрядов. Реализация проектов «Планирование жизни и карьеры», «Профессиональные пробы». Укрепление материально-технической базы предмета «Технология», учебных мастерских и лабораторий.
- Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание
Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.
Критерии оценивания:
- проявление заинтересованности, желания и стремления к:
- обучению на протяжении всей жизни;
- самостоятельному добыванию знания и умению пользоваться информацией;
- развитию способности мыслить критически, анализировать и эффективно использовать полученную информацию;
- овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, способности к инновациям;
- развитию навыков ведения дискуссии;
- созидательной деятельности;
- работе в команде, укреплению корпоративного духа;
- критическому отбору источников информации;
- включенности в Интернет-сообщество;
- противостоянию девиантному поведению в Интернете;
- формированию Интернет-грамотности;
- этическим нормам в информационной деятельности;
- формированию высокой информационной культуры.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, учебные предметы, элективные курсы, кружки и занятия по интересам, школьные и сетевые дебатные турниры, совместные проектные работы с детьми и молодежью; внеурочную работу, деятельность в детских и молодёжных объединениях, участие в органах соуправления различных уровней, дополнительное образование. Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов с предметом «Самопознание», проведение элективных курсов: «Физика языком сердца», «Математика как наука о духовно-нравственных законах», «Нравственные уроки истории», «Основы информационной культуры». Интеллектуальные игры, конкурсы, тренинги, викторины, олимпиады, научно-практические конференции. Встречи с талантливыми специалистами и сверстниками, рефераты, научно-исследовательские, научно-тематические информационные проекты, творческие работы, доклады, сообщения, школьные и студенческие медиа центры, средства массовая информация, сайты, популяризация библиотек. Психометрические и социометрические тесты и методики; программы по развитию лидерства.
- Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры
Цель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.
Критерии оценивания:
- проявление уважительного отношения к:
- толерантности и глобальному мышлению;
- поликультурности и полиязычию;
- знанию государственного, русского, английского и других языков; межкультурному взаимодействию;
- нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе; нормам языковой и речевой культуры;
- эстетическим идеалам, художественным ценностям;
- творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, интеграция программы НДО «Самопознание» в выявлении единства общечеловеческих ценностей во всех культурах, развитие умения молодёжи видеть единство в многообразии культур и народов. Кружки, литературные клубы; экскурсии: театры, музеи, художественные выставки, галереи, исторические места, мероприятия: творческие вечера, выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства; сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования.
- Физическое воспитание, здоровый образ жизни
Цель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.
Критерии оценивания:
- проявление желания и готовности к:
- скринингу состояния здоровья;
- социальным установкам и духовным потребностям;
- овладению способами эффективного противостояния негативным влияниям;
- рациональному использованию природных задатков;
- сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению;
- стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям;
- обеспечению безопасности и жизнедеятельности;
- созданию здоровьесберегающей среды.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, уроки физической культуры, учебные предметы, дополнительное образование, спортивные секции и кружки, проведение в рамках программы НДО «Самопознание» информационно-просветительских курсов, семинаров-тренингов по репродуктивному здоровью, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, Вирус иммунодефицита человека и основам здорового образа жизни; фестивали здоровья, спартакиады, маршруты безопасности; разработку и распространение информационно-пропагандистских материалов; организацию «служб доверия».
В завершении моего выступления нужно отметить, чторассмотренные современные технологии воспитания позволяют корректировать уровень воспитанности школьников создают условия для саморазвития и самореализации личности, его успешной социализации в обществе.