Услуги
В школе ведётся воспитательная работа, которой руководит заместитель директора по внеклассной воспитательной работе Раиса Ивановна Истовлетова . Основное направление в воспитательной работе – гражданско-патриотическое. Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения стабильности, независимости и безопасности государства. Проблема целенаправленного воспитания граждан сегодня особенно актуальна. В школе проводятся занятия правового всеобуча, часы общения, фестивали внеклассных мероприятий, коллективно-творческие дела, брейнсторминги, дебаты, экскурсии, встречи и беседы с общественностью, тематические круглые столы, трудовые десанты. Одной из особенностью воспитательной работы школы является её волонтёрская деятельность «Доброе сердце маленьким друзьям», которая заключается в дружбе с малышами Рудненского детского дома.
Учащиеся школы периодически навещают своих маленьких друзей и оказывают им посильную помощь, дарят им своё доброе и необходимое общение.
Так как несовершеннолетние учащиеся школы – это учащиеся, поступившие по направлению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, то, соответственно, работа социального педагога школы, Отеевой Ларисы Конакбаевны , очень ответственная и кропотливая. Она совместно с классными руководителями тщательно ведёт контроль учебной деятельности и свободного времени каждого поступившего в школу подростка. Ни один из них не остаётся без внимания социального педагога и учителей. Главная связь - это связь с родителями.
С 2015 учебного года в школе осуществляется психологическая деятельность, которой руководит психолог Дюсенбаева Гаухар Кенжебаевна . Она тщательно, тонко и душевно подбирает ключ к каждому подростку, умеет посеять в душу каждого из них надежду, радость, тепло. Коллектив школы состоит из опытных, творческих педагогов, умеющих отдавать души учащимся с нелёгкой судьбой, найти к каждому из них подход. Все учителя - мастера своего дела.
Туякова Мира Туякбаевна –учитель русского языка и литературы, педагог-мастер.
Тетюшева Елена Юрьевна – учитель истории.
Самонина Алеся Николаевна –учитель математики.
Брановец Наталья Евгеньевна –учитель физики.
Джумагалиева Кадиша Мохторбековна – учитель географии.
Рассказова Кумис Жангереевна – учитель химии.
Крыкбаева Балжан Амантаевна – учитель казахского языка и литературы.
Жумабаева Раушан Габдулловна – учитель казахского языка и литературы.
Танкаева Мадина Сериковна – учитель биологии.
Библиотекарь школы Касаткина Людмила Леонидовна работает со дня открытия школы.
Бессменным бухгалтером школы является Кулжанова Батия Фазылжановна .
КГУ «Вечерняя средняя школа» акимата города Рудного
Дидактический материал по формированию картографической грамотности учащихся
История Казахстана
(обновленное содержание образования)
10 класс
Рудный 2019 год
Памятка «Как работать с исторической картой».
Учащийся должен знать,
что название карты указывает на тему, на основное содержание карты;
что исторические карты рассказывают о прошлом;
что условные знаки расшифровываются в легенде карты.
Учащийся должен уметь
узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;
воспринимать масштаб;
сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;
правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить её средствами обычной речи;
находить на карте и называть включённые в легенду знаки;
находить изображённую на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;
передавать содержание карты устно и на контурных картах.
Памятка «Как работать с контурными картами»
1.Пишите разборчиво, небольшими по размеру буквами (можно печатными), чтобы они не занимали много места на карте. Кроме того, название реки не должно закрывать собой её течение или пересекать его. Названия городов следует располагать поблизости от условного знака, который обозначает город, - кружка.
2.Используемые вами условные знаки также должны быть не очень большими и располагаться в пределах той или иной страны, вблизи географических объектов (городов, рек, морей и т.д.), с которыми они связаны.
3.Закрашивайте указанную в задании территорию аккуратно цветными карандашами, а не красками или фломастерами. Закраска не должна быть слишком яркой, иначе не будут видны обозначенные вами объекты: города, реки, торговые пути, места сражений и т.д. Следите, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок территории.
4.На каждой карте (даже если нет таких заданий) обязательно подписывайте основные географические объекты: названия океанов, морей, рек, полуостровов и островов и т.д., контуры которых даны на карте. Они не только помогут вам более наглядно представить тот или иной район земного шара, ту или иную страну, но и дадут ориентиры для выполнения конкретных заданий.
5.В ходе работы с каждой контурной картой необходимо составить её «легенду» (на специально отведённом на карте месте или на полях карты): 1) обозначить условные знаки, которые вы применяли при ответе на вопросы; 2) подписывать, что обозначает каждый из условных знаков. Например, значок, которым вы обозначите места стоянок первобытных людей, вид и цвет стрелки, которой вы обозначаете направления завоевательных походов, цвета закрашенных вами территорий и т.д.
Периоды каменного века на территории Казахстана
Ранний (нижний) палеолит (2,6 млн – 140 тыс. лет до н.э.)
Орудия труда первых людей:
- Чоппер – был орудием многофункциональным. С его помощью можно было соскоблить мясо с убитого животного, добраться до его костного мозга, выкопать из земли съедобный корень, а в случае опасности чоппер мог стать и оружием.
- Бифас – орудие первобытного человека, обработанное с обеих сторон.
- Чоппинг - большое орудие из заготовки (галька, обломок) с обивкой края с двух сторон
В Жамбыльской области на стоянках Шабакты и Борыказган собрано свыше пяти тысяч разнообразных орудий труда из кремня: рубила, остроконечники, отщепы (каменные пластины).
Мустье (средний каменный век) – 140-40 тыс. лет до н.э.
Переход от раннего палеолита к среднему совпал с распространением оледенения, который резко ухудшил климат. В эпоху мустье совершенствуется физический тип человек. Древнейший человек (Homo habilis), «человек умелый» питекантроп и синантроп трансформируется в неандертальца (Homo neanderthalens), который приближается к человеку современного типа. Перевод мустье получил свое название от пещеры Ле-Мустье во Франции, где в 1909 году нашли человеческий скелет.
В период мустье человек научился добывать огонь, а также использовать природные убежища. Первыми жилищами древних людей стали пещеры.
На территории современного Казахстана в эпоху мустье жили древние люди – неандертальцы
Одним из наиболее значимых памятников этого периода является стоянка древнейшего человека Тешик-таш в Узбекистане. Грот Тешик-таш, обследованный в 1938-1939 гг. А.П. Окладниковым, положил начало изучению палеолита в Средней Азии.
Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в эволюции человека. С помощью огня люди смогли разнообразить свою пищу, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников и холода.
Усовершенствовалось производство каменных орудий труда, которые изготовлялись зачастую из отщепов и пластин. Появились наконечники разных типов, которые использовались в сложных орудиях труда и оружии, например, в метательных копьях. Типичное орудие труда мустье – скребло – имело многолезвенные формы. Мустьерские орудия труда многофункциональны: они служили для обработки дерева и шкур, для стругания, резания и даже сверления.
Около 100 тыс. лет назад на Земле наступило резкое похолодание, начался ледниковый период.
Поздний (верхний) палеолит – 40-12 тыс. лет до н.э.
В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая форма организации общества – родовая общин.
Род – коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Все члены родовой общины имели равные права, на общем собрании избирались старейшинами.
Дальнейшее развитие получила обработка камня и особенно кости и рога. Ученые иногда называют поздний палеолит «костяным веком».
Среди костяных статуэток особенно популярными был образ матери-женщины. Женщина в это время играла ведущую роль в хозяйстве, что определило первую ступень родового строя – матриархат, продолжавшийся до времени распространения металла.
В период позднего палеолита зарождается искусство, религиозные представления, появляются петроглифы. Петроглифы (от греч. petros – камень и glyphe – резьба) – древние изображение на стенах пещер, на скалах и камнях, выполненные краской, резьбой, рельефом и пр.
Время |
Орудие труда |
Занятия |
Люди и их коллективы |
Религия |
Эпоха палеолита Ранний палеолит – 2 млн. 600 тыс. лет до н.э. – 40 тыс. лет до н.э. Мустьерс-кий период раннего палеолита 140-40 тыс. лет до н.э. |
Палка-копалка, дубина. рубило, скребла, костяные шилья и иглы |
Собирательство, охота |
Древнейшие люди. Человеческое стадо. Начальная форма родовой общины |
Зарождение первых религиозных представлений |
Поздний палеолит – 40-12 тыс. лет до н.э. |
Копье, гарпун, скребок, трехгран-ные стрелы, скребла |
Охота, собира-тельство, рыбо-ловство |
«Человек разумный». Материнский род |
Зарождение веры в сверхъестественные силы |
Средне-каменный век (мезолит) – 12-5 тыс. лет до н.э. |
Лук и стрелы, бумеранг, микролиты лодка, рыбо-ловные снасти |
Охота, собира-тельство, рыбо-ловство, приручение животных |
Родовые общины |
Поклонение силам природы |
Новока-менный век (неолит) – 5-3 тыс. лет до н.э. |
Каменные топоры, мотыги, серпы, ступы, зернотерки |
Мотыжное земледелие, ското-водство, ремесла |
Родовые общины. Начало распада родовых общин |
Анимизм, тотемизм, магия |
Медно-каменный век (энеолит) – 3000-1800 лет до н.э. |
Сделанные из меди и камня кинжалы, топоры и др. орудия труда |
Земледелие и ското-водство |
Начало перехода к патриархаль-ному роду |
Жертвоприношение, вера в духов |
Задания по карте
Эпоха камня 2,6 млн – 3 тыс., лет до н.э.
Задания:
- Подпишите наиболее известные стоянки эпохи раннего палеолита.
- Обозначьте и подпишите стоянки эпохи мустье.
- Обозначьте и подпишите стоянки позднего палеолита.
- Выделите «звездочкой» наиболее крупную стоянку позднего палеолита.
- Найдите стоянки в Жамбыльской области и отметьте их на карте, где было собрано свыше 5 тысяч разнообразных орудий труда из кремня.
- В Казахстане самые древние каменные орудия были обнаружены в горах Каратау, найдите и отметьте их на карте.
- Найдите и отметьте на карте географические объекты: озеро Балхаш, реки: Сырдарья, Шу, Иле. В каком регионе Казахстана они расположены?
Мезолит (среднекаменный век) – 12-5 тыс. лет до н.э.
Мезолит (от греч. «mesos» - средний, промежуточный + греч. «lithos» - камень).
Эпоха верхнего палеолита сменяется мезолитом, во время которого началось резкое потепление климата и бурное таяние ледников. В эпоху мезолита вымерли мамонты и многие стадные животные, на которых охотился древний человек.
В мезолите были достигнуты новые успехи в обработке камня. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались как своеобразные вкладыши из маленьких и тонких кремниевых пластинок – микролитов. Такая техника называлась вкладышевой.
Одним из важнейших достижений эпохи мезолита стало изобретение лука и стрел – оружия дальнего боя, позволившего более успешно охотиться на зверей и птиц. Убойная сила стрелы увеличивалась, если ёё наконечники смазывали ядом. Но также лук и стрелы были оружием и против человека. В могильниках этой эпохи находят скелеты людей с торчащими из них наконечниками стрел. Лук и стрелы оставались основным видом оружия вплоть до XVII века.
Изобретения человека в эпоху мезолита:
- зернотерки
- серп
- мотыга
- лук и стрелы
- силки
- ловушки
- микролиты
- бумеранг
Бумеранг – боевое и охотничье оружие из дерева с дальностью полёта до 100 м. Бумеранги сохранились до наших дней у аборигенов Австралии.
Люди научились делать силки и охотничьи ловушки. Широкое развитие получило рыболовство. В это время человек изобрел рыболовную снасть и лодку. Теперь он начал преодолевать большие расстояния по воде.
Окончательно была заселена Евразия: человек дошел до Балтики и Тихого океана. Тогда же, полагают многие исследователи, из Сибири через Чукотский полуостров люди попали на территорию Америки.
Задания по карте
Мезолит 12-5 тыс. лет до н.э.
- Укажите и подпишите стоянки эпохи мезолита.
- Мезолитические охотники жили по берегам рек. Подпишите названия рек, около которых располагались стоянки эпохи мезолита.
- Проанализируйте расположение стоянок древнего человека в эпоху мезолита и отметьте регион Казахстана, где они были расположены
- Анализируя расположение стоянок древнего человека в эпоху мезолита, ответьте на вопрос. Почему люди эпохи мезолита расселялись на севере Казахстана?
- Отметьте на контурной карте географические объекты: озеро Зайсан, Тенис, реки Тобол, Есиль, Иртыш, Нура. Определите регион, где они были расположены.
Неолит (новый каменный век) – 5-3 тыс. лет до н.э.
Неолит (от греч. «neos» - новый + греч. «lithos» - камень).
Неолит – последний период каменного века, время перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). Для обозначения этого периода в 1925 году английский археолог В.Г. Чайлд ввел в науку термин «неолитическая революция». Человек уже не боялся оторваться от обжитых мест и в поисках лучших условий жизни осваивал новые территории.
Важнейшим изобретением неолитического человека была глиняная посуда. Люди научились лепить и обжигать на костре керамическую посуду, которую они украшали геометрическим орнаментом. Поэтому период неолита археологи иногда называют «эпохой глиняных горшков».
Для неолита характерно появление таких религиозных верований, как анимизм и тотемизм. Анимизм – вера в существование душ и духов, управляющих материальном миром. Тотемизм – вера в родство между группами людей (родами) и тотемами – видами животных. Каждый род носил имя своего тотемами, животное-тотем нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Задания по карте
Неолит (5-3 тыс. лет до н.э.)
Тема: «Факторы возникновения цивилизаций Центральной Азии»
- Укажите и подпишите стоянки эпохи неолита.
- Покажите на карте место возникновения и направление распространения оседло – земледельческой цивилизации Центральной Азии.
- Входит ли та область, в которой вы проживаете, в зону распространения оседло – земледельческой цивилизации Центральной Азии?
- На территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок древних людей, определите регионы где они были расположены
- Найдите и отметьте на карте Саксаульскую стоянку, Усть-Нарым, Железинку, Пеньки, Зеленую балку, пещеру Караунгур. Определите, какие географические объекты находятся поблизости.
- Отметьте на контурной карте современную границу Республики Казахстан.
- Определите по карте, располагались ли в Вашей области стоянки эпохи неолита? Отметьте их на контурной карте.
Эпоха бронзы – II тысячелетие – VIII в. до н.э.
С изобретением бронзы (сплав меди и олова) каменные орудия постепенно заменялись металлическими. Закончился каменный век, наступила эпоха бронзы. 1914 г. – недалеко от деревни Андроново близ города Ачинск в Сибири впервые была обнаружена андроновская культура. 1946 г. – под руководством Алькея Хакановича Маргулана началось комплексное изучение эпохи бронзы в Казахстане
Одной из самых крупных культур эпохи бронзы в Евразии является андроновская культура, названная так по деревне Андроново. В андроновском изобразительном искусстве утвердилось несколько образов: конь, двугорбый верблюд, бык, баран, и козёл. Колесница у андроновцев была не только орудием войны, но и предметом особого культа и почитания. В жилищах и на погребениях нередко находят глиняные модели колёс со спицами или бронзовые бляхи, имитирующие колесо.
Основное хозяйство в эпоху бронзы – скотоводство, земледелие играло вспомогательную роль. В это же время появляется частная собственность на скот. С усилием роли мужчины в обществе происходит окончательный распад родовой общины и появилось имущественное неравенство.
Задания по карте
Энеолит (3000-2800 тыс. лет до н.э)
Эпоха бронзы (2800-900 тыс. лет до н.э.)
Тема: «Великая Степь: историко – географическая характеристика понятия»
1.Покажите на карте западную, центральную и восточную часть Евразийской степи.
- На территориях каких современных государств расположена Великая Степь?
- Подумайте! Почему лесостепи, полупустыни и пустыни, примыкающие к степям Евразии, обычно включаются в понятие Великой Степи?
Тема: «Истоки и особенности возникновения кочевой цивилизации Великой Степи (энеолит и бронза)
Энеолит (3000 – 2800 тыс. лет до н.э.)
- Укажите и подпишите стоянки эпохи энеолита.
- Обозначьте район Ботайской культуры – одно из крупнейших памятников эпохи энеолита.
Тема: «Особенности археологических культур эпохи бронзы на территории Казахстана»
«Преемственность и взаимовлияние древних культур Центральной Азии»
Бронзовый век
- Обозначьте цветом район андроновской культуры.
- Закрасьте другим цветом район Бегазы – Дандыбаевской культуры.
- Обозначьте и подпишите разными цветами:
А) поселения эпохи бронзы
В) могильники эпохи бронзы
С) петроглифы эпохи бронзы
- Рассмотрите карту археологических памятников Казахстана. Найдите на карте упомянутые в этом параграфе:
А) памятники эпохи бронзы
В) курган Иссык
С) городища Южного Казахстана
- Какие археологические памятники расположены в той области Казахстана, где вы проживаете? К какой эпохе относятся эти памятники?
- Изучите карту и покажите места добычи цветных руд человеком эпохи бронзы на территории Казахстана.
- Посмотрите на карте область, занимаемую культурами андроновской андроновской культурно – исторической общности.
- Изучите карту и постарайтесь определить область распространения археологических культур эпохи бронзы: синташтинская (XXI - XVIII вв. до н.э.), петровская (XVII – XVI вв. до н.э.), алакульская (XVII – XIII вв. до н.э.), федоровская (XV - XII вв. до н.э.), саргаринская (XIII – VIII вв. до н.э.), бегазы – дандыбаевская (X - VIII вв. до н.э.).
- Найдите и покажите: 1) древнеямную культурно – историческую общность; 2) афанасьевскую культуру; 3) андроновскую культурно – историческую общность; 4) бегазы – дандыбаевскую культуру; 5) карасукскую культуру; 6) тагарскую культуру; 7) тазбагъябскую культуру; 8) пазырыкскую культуру.
Тема: «Древние очаги центральноазиатских цивилизаций»
«Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников»
О роли кочевников в развитии мировой цивилизации Л.Н. Гумилёв писал: «Неправильно думать, что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники вообще, а хунны в частности, изобрели такие предметы, которые ныне вошли в обиход всего человечества, как нечто неотъемлемое от человека. Такой вид одежды, как штаны, без которых современному европейцу невозможно представить себе мужской пол, изобретены кочевниками еще в глубокой древности. Стремя впервые появилось в Центральной Азии между 200 и 400 гг. Первая кочевая повозка на деревянных обрубках сменилась сначала коляской на высоких колёсах, а потом вьюком, что позволило кочевникам форсировать горные, поросшие лесом хребты. Кочевниками была изобретена изогнутая сабля, вытеснявшая тяжелая прямой меч. Усовершенствованный ими длинный составной лук метал стрелы на расстояние до 700 метров. Наконец, круглая юрта в то время считалась наиболее совершенным видом жилища».
Задания по карте
Тема: «Центральная Азия: исторические и географические аспекты понятия»
- Посмотрите по карте и постарайтесь ответить на вопрос: почему значительная часть Казахстана, Монголии и Афганистана формально (с физико – географической точки зрения) не находится в Центральной Азии?
- Используя физическую карту Центральной Азии, найдите упомянутые в этом параграфе низменности и горные системы, реки и озера, пустыни Центральной Азии.\
- Какие горы, реки, озера находятся в то области Казахстана, где вы проживаете?
Казахстан в эпоху железа – VIII в. до н.э. – V в. н.э.
Саки – VIII – IV вв. до н.э.
Расселение сакских племен
|
Наименование группы сакских племен |
Места расселения |
1 |
Саки, что за морем (парадарайа) |
Северное Причерноморье, Приаралье, нижнее течение Сырдарьи, и Амударьи |
2 |
Саки, носящие остроконечные шапки (тиграхауда) |
Среднее течение Сырдарьи, Семиречье, предгорья Тянь-Шаня |
3 |
Саки, готовящие напиток хаома (хаумаварга) |
Долина реки Мургаб в Средней Азии |
По сведениям древних источников, в I тысячелетии до н.э. в степях Казахстана и Средней Азии жили сакские племена. В персидских и иранских источниках они именуются «турами с быстрыми конями» и «могучими мужами», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов. Саки, судя по дошедшим до нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей и овец, освоили металлургию, были великолепными наездниками. В сакском обществе имелись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам – красный, жрецам – белый, общинникам – желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землей.
Племенные союзы саков:
Саки-хаомаварга – «варящие хаому (дурманящие напиток)», населявшие долину реки Мургаб (современ. Туркменистан)
Саки-тиграхауда – «в остроконечных шапках», проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (Семиречья)
Саки-парадарайя – «заморские саки» (за Аральским морем)
Задания по карте
Тема: «Древние очаги центральноазиатских цивилизаций»
«Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников»
«Влияние ранних кочевников на ход мировых исторических процессов»
Саки (VIII – IV вв. до н.э.)
- Подпишите названия сакских племен, живших на территории Казахстана.
- Обозначьте и подпишите сакские курганы.
- Выделите другим цветом захоронение «Золотого человека».
- Стрелками обозначьте направления походов:
А) персов во главе с царем Киром;
В) персов во главе с царем Дарием I;
С) греко – македонцев во главе с Александром Македонским.
- Обозначьте район Тасмолинской культуры.
- Укажите и подпишите на сакские городища.
- Покажите на карте исторические области Центральной Азии, являющиеся очагами оседло – земледельческой цивилизации.
- Перечислите сакские племена и покажите на карте места их предполагаемого расселения.
- Какой тип курганов типичен для тасмолинской археологической культуры?
- Найдите и покажите: А) поход киммерийцев в Малую Азию; В) поход Дария I против скифов; С) поход Дария I против саков; Д) поход Александра Македонского в Центральную Азию; Е) гуннскую кочевую империю; Ж) поход гуннов на запад.
Уйсуны – III в. до н.э. – V в. н.э
Изввестия об уйснах крайне отрывочны и скудны и содержатся лишь в китайских источниках, где уотребляются термины «Усунь-Го» - усуньское государство и «синь-Го» - кочевое государство. Титул, которым уйсуны величали сових правителей – гуньмо, означает «солнечный царь».
Уйсуны – первое государственное образование на территории Казахстана. При численности населения в 630 тыс. государство Усунь было способно выставить войско, насчитывающее приблизительно 189 тысяч воинов.
Во владении уйсунуов было много лошадей, стада богатых насчитывали от 4 до 5 тысяч голов.
Прежде уйсуны были под зависимостью гуннов; в последствии, усилившись подчинили себе многие другие владения и отказались от поездок в орду гуннов.
УЙСУНЫ
Задания по карте
Уйсуны (III в. до н.э.- IV в. н.э.)
Тема: «Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников»
«Влияние ранних кочевников на ход мировых исторических процессов»
- Обозначьте штрихами территорию государства уйсунов.
- Подпишите и выделите соседние государства.
- Укажите и подпишите:
А) столицу уйсунов
В) Каргалинский могильник
С) поселение Актас.
- Найдите на карте уйсунское поселение Актас и отметьте его на контурной карте.
- Отметьте на контурной карте территория поливного и богарного земледелия.
- Найдите территорию существования государства уйсунов и определите какие географические объекты находятся поблизости
Кангюи (III-II в. до н.э.- V в. н.э.)
На запад от уйсунов в долинах рек Талас, Сырдарья и в Центральном Казахстане, обитали многочисленные племена кангюев. Первые сведения заключены в китайских хрониках и исторических записках Сыма Цяня.
Согласно китайским источникам, у кангюев столицей был город Битянь (Тараз).
Жеты-асарская культура (группа городищ в низовьях Сырдарьи). По планировке они делятся на 3 типа: укрепленные усадьбы, крепости без внутренних жилых построек, крепости с жилыми постройками внутри (алтын-асар).
Кауншинская культура – археологическая культура кангюев вдоль среднего течения Сырдарьи и ее притоков (город Каунши-тепе).
Задания по карте:
«Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников»
«Влияние ранних кочевников на ход мировых исторических процессов»
Кангюи (III - Vвв. до н.э.)
1.Обозначьте территорию государства кангюев.
- Обозначьте и подпишите соседние государства.
- Укажите районы:
А) Жеты – асарской культуры
В) Отрарско – Каратауской культуры
- C) Кауншинской культуры
- Укажите отрезок Великого Шелкового пути, проходивший через территорию кангюев.
- Найдите памятники:
А) Жеты – Асар
- B) Каунши
- C) Алтын-Асар
- D) Кокмардан
Гунны (хунну, сюнну) – III в. до н.э. - IV в. н.э.
ГУННЫ
Гунны были одним из древнейших народов, населявших некогда Азию и Восточную Европу. В различных исторических источниках родовые и племенные объединения гуннов именуются по-разному. Известны большие и малые государства, которые создавали гунны. Самыми большими являются две империи гуннов, оставившие заметный след в истории. Первая из них – государство, которое создал Модэ. Вторая империя – государство Едиля (Аттилы).
III до н.э. (209 г.) – образование государства гуннов шаньюем Модэ.
300 лет – война гуннов с Китаем
55 год до н.э. – разделение гуннов на северных и южных
I в. до н.э. (47 год до н.э.) – первая волна вторжения гуннов на территорию Казахстана (северные гунны двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи)
I в. н.э. (93 г. до н.э.) – вторая волна вторжения гуннов на территорию Казахстана.
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992 г.) относит образование государства гуннов к 209 году до н.э.
Задания по карте:
«Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников»
«Влияние ранних кочевников на ход мировых исторических процессов»
Гунны. Азия (IV – III вв. до н.э.)
1.Подпишите и укажите границу государства гуннов.
- Подпишите и укажите границы соседних с гуннами государств.
- С целью защиты от гуннов император Циньской империи Цинь Ши Хуанди (Китай) приказал начать строительство Великой Китайской стены. Её строительство завершилось через тысячу лет.
Обозначьте Великую китайскую стену.
4.Обозначьте стрелками:
А) походы гуннов;
В) походы китайцев;
С) волны переселения гуннов в казахские степи
Сарматы (III в. до н.э. – V в. н.э.)
Задания по карте:
«Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников»
«Влияние ранних кочевников на ход мировых исторических процессов»
Сарматы (III - V вв. до н.э.)
- Обозначьте территорию расселения сарматских племен.
- Подпишите соседние с сарматами государственные образования.
- Укажите и подпишите сарматские могильники.
- Обозначьте другим цветом могильник сарматского «золотого воина»
- Отметьте на контурной карте регион Казахстана, где находилась территория сарматских племен
- Найдите географические объекты, находящиеся поблизости расположения территории сарматских племен.